Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности

«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности». Отчет по самообразованию

Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельностиФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем:

— изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Я определила цели своей работы:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Передо мною были поставлены следующие задачи:

— Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования пройдет успешно, если:

1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;

2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;

3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования;

4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;

5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.

Работу проводила поэтапно:

— на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

— на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

-Самостоятельная деятельность детей;

Диагностика творческих способностей детей на начальном этапе показала:

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы.

Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядночувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Поэтому большое внимание было уделено созданию развивающей среды.

  • Созданию уголка эстетического восприятия.
  • Созданию художественного фонда – коллекций жанров живописи:

Приготовила для детей следующие игры:

— «Соедини по линиям и раскрась»;

— Лото «Народные промыслы»;

— Лото «Узнай элемент узора».

А так же было создано дополнительно:

— составь натюрморт в холодных и теплых тонах;

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования.

С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей, переживаний.

Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.

Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.

Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.

Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.

Радость творчества знакома каждому малышу.

Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.

Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.

Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

— «Моя любимая сказка»;

— «Моя любимая мамочка»;

— «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»;

— «Морозные узоры», «Цветные сны»;

— «Мишка», «Вишни», «Ромашки», «Гусеница»;

— «Радуга», «Снежинки», «Морские просторы».

Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Которые вместе с детьми сочинили сказки и проиллюстрировали их. Создано несколько альбомов сказок выполненных совместно воспитателя с детьми и родителей с детьми.

Для родителей подготовила несколько консультаций.

А так же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционному рисованию.

В тесной, дружной обстановке творчества, выдумки, фантазии прошло родительское собрание «Путешествие с красками». На котором дети, воспитатель и родители создавали подводный мир, пользуясь нетрадиционными техниками рисования.

Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив».

Диагностика на контрольном этапе показала:

1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

2. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования;

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).

Автор: Ершова Марина Александровна,

воспитатель Детского сада №2

г. Нелидово Тверской области, Россия.

Статья размещена в авторской редакции.

О admin

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показан

x

Check Also

Кондуит и Швамбрания — читать

Кондуит и Швамбрания Лев Кассиль НЕОБЫЧАЙНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЯХ ДВУХ РЫЦАРЕЙ, в поисках справедливости открывших на материке ...

Техники нетрадиционного рисования в средней группе

Техники нетрадиционного рисования в средней группе Интерес к рисованию возникает у детей в раннем возрасте. ...

Кружок по нетрадиционной техники рисования в младшей группе: «Весёлая акварелька&raquo

Рисуем пальчиками цветы Кружок по нетрадиционной техники рисования в младшей группе: «Весёлая акварелька» Победитель всероссийского ...

План-конспект интегрированной ООД по нетрадиционной технике рисования (манной крупой) «Первые весенние цветы&raquo

План-конспект интегрированной ООД по нетрадиционной технике рисования (манной крупой) «Первые весенние цветы» Алла Петровна Заичко ...

Хризантема из фоамирана: мастер-класс с тремя хризантемами (фото), Мастер-класс из фоамирана

Хризантема из фоамирана: мастер-класс с тремя хризантемами (фото) Хризантема — широко распространенный цветок, из которого ...

Рисуем принцессу на горошине

Рисуем принцессу на горошине Желая спрятаться от непогоды и стучась в ворота замка, прекрасная принцесса ...

Елка из бумаги своими руками

Елка из бумаги Новый год – самый веселый и самый детский праздник. Даже взрослые не ...

Рисуем цветик-семицветик

Рисуем цветик-семицветик Ребёнок тем больше нуждается в утешении, чем меньше он этого утешения достоин. Любой ...

Рисунок на 8 Марта маме в школу и в садик на конкурс карандашом

Рисунок на 8 Марта маме и бабушке карандашом и красками поэтапно — Как нарисовать рисунок ...

Картотека театрализованных игр

Рисуем ладошками цветок Картотека театрализованных игр. Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца» НОЯБРЬ 2017 ...

Мастер-класс для родителей «Порисуем вместе с мамой» — Планета Детства

Мастер-класс для родителей «Порисуем вместе с мамой» Цель: познакомить родителей с приемами и способами изображения, ...

Рисуем ладошками цветок

Рисуем ладошками цветок Очевидно, что самые красивые аппликации – цветы из бумаги. Будь то самые ...

Рисование для детей 2-3 лет

Рисование для детей 2-3 лет Рисование для детей 2-3 лет – занятие еще не освоенное, ...

Китайская роспись и иероглифы на ногтях

Китайская роспись на ногтях, фото. Видео уроки для начинающих Не секрет, что маникюр в стиле ...

План сотрудничества с родителями в средней группе — Планета Детства

План сотрудничества с родителями в средней группе Цель Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности ...

Как нарисовать птицу карандашом: поэтапно для детей

Как нарисовать птицу поэтапно карандашом Фотогалерея: Как нарисовать птицу поэтапно карандашом Нарисовать птицу – задача, ...

Игровое занятие «Овощи» для детей 3-го года жизни

Игровое занятие «Овощи» для детей 3-го года жизни Конспект игрового занятия для детей третьего года ...

Раскраски для самых маленьких, Мама зануда

Раскраски для самых маленьких | распечатать Про огромную пользу рисования для развития я уже писала. ...

Простые рисунки карандашом

Блог художника Рубрики блога Поиск по сайту © www.alkova-art.ru, 2018 | Все права защищены Простые ...

Дошкольники — детский сайт

Раскраски для детей на Новый Год Детский сайт Дошкольники Детские песни, детские кроссворды онлайн бесплатно, ...

Игры Новый год — играть онлайн бесплатно

Игры Новый год, играть онлайн Игры про новый год — это настоящий праздник как для ...

Развитие детей

Развитие детей. Онлайн игры. Сказки. Раскраски. Алфавит. Карточки. Математика. Здоровье. Сайт для детей и их ...

Раскраски для детей

Раскраски для детей Раздел раскрасок для детей предлагает картинки для раскрашивания отличного качества для мальчиков ...

Символ 2018 года собака своими руками: мастер-класс с пошаговыми фото

Символ 2018 года собака своими руками: мастер-класс с пошаговыми фото Содержание [ ] Брелок в ...